0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Щи «По-монастырски»

Щи с грибами

Щи с грибами вкусное постное блюдо. Белки грибов ценны тем, что сходны по составу с животными белками. Они, конечно, усваиваются труднее, чем белки мяса, но прекрасно помогают нам справиться с постными днями.

Грибы богаты и калием (1-2 суточные нормы в 100 гр), минералом необходимым для нормальной нервной и мышечной деятельности. Сушёные грибы содержат половину суточной нормы железа, который переносит кислород к нашим клеткам. А по содержанию витамина С (2 суточные нормы в 100гр.) приближаются к высоковитаминным фруктам и ягодам.

Щи с грибами

Грибы сушеные — 9-12 шт.
Вода — 3 л
Капуста квашеная (или свежая) — 300 г
Картофель — 4-5 шт.
Морковь — 2 шт.
Лук — 2 шт.
Томатная паста — 1-2 ст. ложки
Масло растительное — 3 ст. ложки
Зелень — 2 ст. ложки
Соль, перец и сметана по вкусу

Грибы отварить до мягкости (20-30 минут) или замочить в холодной воде на ночь, промыть и мелко нарезать.

Бульон процедить, добавить мелко нарезанную свежую капусту (если используете квашенную, то её предварительно потушить 10 минут с бульоном и растительным или сливочным маслом).

Через 10 минут в бульон положить нарезанный брусочками картофель и посолить ( обычно1 чайная ложка без верха на 1 л бульона) .

Морковь и лук почистить, нарезать полукольцами.

Грибы, морковь и лук слегка обжарить на растительном масле и добавить в щи вместе с томатной пастой за 5-10 минут до готовности.

Щи с грибами подают со сметаной и зеленью.

Щи с грибами “по-монастырски“

На 1 л воды:
Грибы сушёные – 3-4 шт.
Крупа перловая – 2 ст. ложки
Капуста – 250 г (1/5 часть среднего кочана)
Картофель – 2-3 шт.
Морковь — 1/2 шт.
Лук – 1 головка
Лук зелёный и укроп по вкусу

Сушёные грибы отварить до мягкости, промыть и нарезать соломкой.

Перловую крупу промыть, сварить до готовности.

В бульон со сваренными и нарезанными грибами положить отваренную перловку, картофель, нарезанный кубиками, свежую нарубленную капусту и соль.

Лук натираем или мелко режем, морковь трём на крупной тёрке и тушим эти овощи с растительным маслом и водой 15 минут.

Через 10 минут после закипания щей закладываем тушёные овощи.

Варим до готовности овощей.

При подаче на стол посыпаем измельчённой зеленью лука и укропа.

Щи с грибами можно подать с гренками из белого хлеба.

Щи «По-монастырски»

«Книга по весь год в стол яства подавать» — так назывался кулинарный календарь в «Домострое». В «книге» отражался обыкновенный год XVI века, когда «в стол» подавались и стерляжья уха, и постная ботвинья, и цельный осетр, и семислойные кулебяки. Увы, обыкновенный год конца XX века в тех же российских весях скуден запасами. Россия вновь затягивает пояс. Вновь… как часто уже бывало на протяжении многовековой российской истории — и в неурожаи, и в засухи, и в годы войн и нашествий. В летописях, рукописях, старинных книгах, в том же «Домострое», сохранились рецепты и советы не только на изысканные блюда в изобильные времена, но и «про черный день», когда пренепременно изобретались новые простые кушания из гороха, брюквы, репы, лебеды, крапивы, сныти.

Читать еще:  Суп-пюре из шампиньонов с луком

Немалое влияние на традиции народа, в том числе и на питание, оказывала религия, направлявшая всю жизнь верующих. Древние летописи донесли до нас увещевания святых подвижников и старцев, обращенные к монахам, соблюдать умеренность в еде — «потреблять пищу и питание, не причиняющие мятежа телесного и духовного», «хмельного и вина горячего не держати и не пити», они объявляли «обжорство с пиянством — наипачим грехом». «Не пища — зло, а чревоугодие», утверждал св. Максим Заповедник. Постепенно формировалась культура народа, вырабатывалась стройная система рационального питания. Вольно или невольно многие современные оздоровительные, диетические методики, разрабатываемые и внедряемые официальной и нетрадиционной медициной, используют практический, выверенный столетиями церковный опыт. Возвратимся же к истокам. Не будем пренебрегать заветами предков, познакомимся с их обычаями застолий, трапез, вспомним забытое, доступное и нам.

Церковь ввела в обиход посты — строгие запреты и ограничения на некоторые виды пищи в определенные дни и недели (с правилами соблюдения многодневных и однодневных постов, установленных Русской Православной Церковью, знакомим читателя в главе «О посте»). Иное дело — «розговены» после поста, широкая масленица, пышное Рождество Христово и, конечно же, самый торжественный праздник христиан — чудо Воскресения Иисуса Христа — Святая Пасха. Тогда уж допускаются «ко вкушению» и рыба, и масло, и сметана, и медовые напитки, и всякие иные разносолы.

Неоценимым собирателем и хранителем таинств простой, безыскусной, и одновременно вкусной, изобретательной и полезной пищи были монастыри с их патриархальным укладом, всегда благоприятным богоданным местоположением — среди лесов, на реках, проточных озерах, где питают и земля, и воды, и воздух. Тысячевековой монастырский опыт со строгим соблюдением постов, славными трапезами и величественными тризнами сбережен до наших дней. Он и ныне жив за монастырскими стенами и достоин распространения в миру. Снова нам на помощь приходят братья и сестры, сохранившие и веру, и традиции, и нравственный уклад жизни.

И еще один основополагающий принцип религиозно мыслящих людей представляется нам достойным уважения и хотя бы частичного применения в круговерти неспокойных наших, подчас вызывающих злой раздражение, будней. Это — молитва, устроение душевного лада. Считается, что приготовленная с молитвой еда всегда удастся, а молитвы «о помощи Божией во всяком добром деле», «перед вкушением пищи», благодарственная за хлеб насущный принесут здоровье, успех, успокоение, радость бытия. Понимая, что далеко не у всех есть в доме молитвослов — этот мудрый кладезь наставлений на все случаи жизни, мы предлагаем читателю некоторые наиболее употребительные в быту молитвы.

Условия правильной молитвы по заветам святого епископа Феофана Затворника таковы: «Не словом только надо молиться, но и умом. И не умом только, но и сердцем, да ясно видит и понимает ум, что произносится словом, и сердце да чувствует, что помышляет при этом ум… Воставь в сердце живую веру, что Бог видит и слышит тебя, что он не отвращается от молящихся, но благоволительно взирает на них и на тебя в час молитвы, и окрылись надеждой, что Он готов исполнить и действительно исполнит прошение твое, если оно полезно душе твоей».

Читать еще:  Монастырский рассольник

Из среды русского православного монашества — от оптинских старцев вышла широко известная молитва, содержание которой отвечает повседневным нуждам живущего в миру христианина:

«Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить все, что принесет мне наступающий день. Дай мне вполне предаться воле Твоей Святой. На всякий час сего дня во всем наставь и поддержи меня. Какие бы я ни получал известия в течение дня, научи меня принять их со спокойной душой и твердым убеждением, что на все Святая воля Твоя. Во всех словах и делах моих руководи моими мыслями и чувствами. Во всех непредвиденных случаях не дай мне забыть, что все ниспослано Тобой. Научи меня прямо и разумно действовать с каждым членом семьи моей, никого не смущая и не огорчая. Господи, дай мне силу перенести утомление наступающего дня и все события в течение его. Руководи моею волею и научи меня молиться, верить, надеяться, терпеть, прощать и любить. Аминь».

Церковь Христова заповедает христианам постоянно вести умеренный образ жизни, особо выделяя дни и периоды обязательного воздержания — посты. Постились ветхозаветные праведники, и Сам Христос примером своего сорокадневного поста и проповедями положил основание христианскому посту.

Еженедельными постными днями (за исключением «сплошных» недель) являются среда и пятница. В среду пост установлен в воспоминание предательства Иудой Христа, а в пятницу — ради крестных страданий и смерти Спасителя. В эти дни недели Святая Церковь безусловно запрещает употребление мясной и молочной пищи, а в период от недели Всех святых (следующая за «Троицей») до Рождества Христова следует воздерживаться также от рыбы и растительного масла. Лишь когда на среду или пятницу приходятся дни празднуемых святых (то есть тех, которым совершается праздничная служба) разрешено растительное масло, а в самые большие праздники — рыба.

Многодневных постов в году четыре. Самым главным и строгим является Великий пост, который продолжается в течение семи недель перед Пасхой; Он установлен в подражание Самому Господу Иисусу Христу, постившемуся в пустыне сорок дней. В последнюю неделю Великого поста — Страстную — воспоминаются добровольные страдания и смерть Спасителя. В Великий пост церковный устав повелевает употреблять растительное масло только по субботам и воскресеньям, а рыба разрешается только в праздники Благовещения (25 марта/7 апреля) и Входа Господня во Иерусалим (Вербное воскресенье). В дни памяти самых почитаемых святых также разрешается вкушать растительное масло.

Первые и последние дни поста следует проводить особенно строго, по возможности обходясь без пищи. Великий пост должен быть временем особенного покаяния, усиленной молитвы. Духовная подготовка к нему начинается за несколько недель воспоминаниями притч Спасителя о мытаре и фарисее, о блудном сыне, а также о грядущем Страшном Суде и об изгнании человека из рая. Мясо исключается из употребления в последнюю неделю перед Великим постом — масленицу или иначе — сырную. Ее название связано с тем, что это «сплошная» неделя, во все дни которой дозволяется употреблять молочную пишу.

Читать еще:  Суп-пюре с цветной капустой и шампиньонами

Великий пост, по учению святых отцов, — духовная «десятина» года, жертва Богу, путь, покаянием возвращающий человека в рай. Повседневная церковная служба сопровождается исключительно земными поклонами. Во время Великого поста христиане обязательно должны стараться попасть на исповедь, исполнить полагающиеся епитимии, чтобы встречать Пасху Христову в духовном исправлении.

Щи валаамские

Капусту, резаный репчатый лук, лавровый лист, петрушку, перец горошком тушить при добавлении воды.

Отдельно варить мелко шинкованные свежие грибы. Вынуть грибы из бульона, слегка поджарить.

Когда капуста упарилась, сделалась мягкой, но с хрустом, подсыпать поджаренной до розовато-светлокоричневого цвета муки.

В бульон от грибов добавить все компоненты, свежую зелень, сметану.

Щи долго и медленно, на небольшом огне прогревать, не доводя до кипения, чтобы пропитались грибным и капустным духом.

На 1 кг капусты: 2 небольшие луковицы, 1 крупный лавровый лист, корень корневой или 3–4 стебля листовой петрушки, 8—10 горошин черного перца, 400–500 г грибов, 1 ст. ложку муки, свежей зелени по вкусу, сметаны — 2 cт. ложки.

Похожие главы из других книг:

Поучение 2-е. Преп. Сергий и Герман Валаамские (Благотворное влияние монашества на ход нашей истории)

Поучение 2-е. Преп. Сергий и Герман Валаамские (Благотворное влияние монашества на ход нашей истории) I. Ныне совершается память преп. Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев. Преп. Сергий и Герман были основателями иноческой жизни на Валаамском острове Ладожского озера и

Сергий и Герман Валаамские (+XI)

Сергий и Герман Валаамские (+XI) Основатели Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, преподобные Сергий и Герман, согласно церковному преданию, были греческими священно-иноками, пришедшими в X веке во владения Великого Новгорода вместе с первыми православными

СЕРГИЙ И ГЕРМАН ВАЛААМСКИЕ

СЕРГИЙ И ГЕРМАН ВАЛААМСКИЕ (время жизни неизвестно)О жизни преподобных Сергия и Германа, основателей знаменитого Валаамского монастыря (на одном из островов Ладожского озера), нам известно чрезвычайно мало. Историки спорили и спорят о времени их жизни (и, следовательно, о

СЕРГИЙ и ГЕРМАН, преподобные Валаамские

СЕРГИЙ и ГЕРМАН, преподобные Валаамские мощи их почивают под спудом в соборной церкви во имя Преображения Господня, в Валаамском монастыре (на одном из северозападных островов Ладожского озера). Церковь совершает их память 28 июня; кроме того в Валаамской обители

Сергий и Герман Валаамские, преподобный

Сергий и Герман Валаамские, преподобный Преподобные Сергий и Герман Валаамские поселились на Валаамском острове в 1329 году. В Софийском свитке, писанном в конце XVI века, записано: «В лето 6837 (1329) старец Сергий пришел на Валаамов остров». Преподобные своими наставлениями и

Преподобные Сергий и Герман, Валаамские Чудотворцы (+ ок. 1353)

Преподобные Сергий и Герман, Валаамские Чудотворцы (+ ок. 1353) Память их празднуется 28 июня, 11 сент. в день перенесения мощей и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Новгородских святыхО житии прпп. Сергия и Германа, Валаамских чудртцорцев, и времени их жизни

Прпп. Сергий и Герман, чудотворцы Валаамские († ок.1353), память 11 июля, 24 сентября

Прпп. Сергий и Герман, чудотворцы Валаамские († ок.1353), память 11 июля, 24 сентября По преданию, во времена распространения христианства апостол Андрей Первозванный двигался на Север, проповедуя Евангелие. Пройдя Днепр, а затем Волхов, ученик Христа вошел в «бурные и

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector